spot_img

Нужно ли останавливаться до полного перехода пешехода: разъяснение Верховного суда

Пешеходный переход выглядит безопасным, но часто становится поводом для споров и штрафов: пешеход уверен в приоритете, а водитель должен угадывать его действия.

Обычная ситуация: автомобиль движется по своей полосе, а пешеход только ступил на «зебру». Казалось бы, все по правилам. Но если появится инспектор ДПС с протоколом, водитель может быть оштрафован. Главный критерий здесь — не скорость машины, а реакция пешехода. Верховный Суд РФ дал четкое разъяснение, как это работает на практике.

«Уступить» ≠ «пропустить»

Многие водители ошибочно считают, что нужно стоять, пока пешеход полностью не покинет проезжую часть. На самом деле Пункт 14.1 ПДД использует термин «уступить дорогу», что имеет строгое юридическое значение.

Уступить дорогу значит не создавать препятствий для движения пешехода. Если ваши действия заставили человека изменить скорость или траекторию — это нарушение. Если же его движение осталось прежним — закон нарушен не был. Главная цель водителя — обеспечить беспрепятственное движение человека, а не дождаться его ухода с дороги.

Как один шаг пешехода может стать доказательством вашей вины

На многополосной дороге пешеход может уже идти по соседней полосе. Водитель начинает движение, и здесь кроется юридическая ловушка.

Если человек продолжает идти в прежнем темпе и не проявляет тревогу — ваши действия правомерны. Если же пешеход инстинктивно замедлил шаг, остановился или сделал шаг назад — это считается нарушением. Даже если машина уже проехала и не задела человека, сам факт вмешательства в его движение является основанием для протокола по ч. 1 ст. 12.18 КоАП РФ. Штраф составляет 1500–2500 рублей.

Мнение эксперта

«Сложность ситуации в субъективной оценке», — отмечает автоюрист Борис Голубев. — «Водителю трудно доказать невиновность, потому что суд и инспектор исходят из восприятия пешехода. Разъяснения Верховного Суда уточнили, что главным критерием является факт влияния на его поведение».

Запись видеорегистратора, фиксирующая, что человек сбился с шага, становится доказательством в суде. Камеры фиксации нарушений также учитывают динамику пешехода, а не только положение автомобиля.

Формально ждать полного освобождения «зебры» закон не требует. Но с точки зрения практики, закона и безопасности — это единственно верное решение. 

https://progorod33.ru/novosti-rossii/113141

spot_img