В 2025 году РЖД ввели в эксплуатацию принципиально новый поезд, работающий по технологии push-pull, что в переводе означает «тяни‑толкай».
Кабина управления расположена в хвостовой части состава, что позволяет удобно менять направление движения без необходимости разворота всего поезда. Как отмечают авторы Дзен-канала «Все о путешествиях», эта инновация особенно актуальна для маршрутов дальнего следования.
Состав поезда состоит из локомотива и вагонов. При движении вперед водитель находится в локомотивной части, а для обратного хода он переходит в кабину управления в хвосте, а локомотив при этом выступает в роли толкача. Пассажиры, уже совершившие поездки на таких составах, отмечают удобство и комфорт передвижения, а также оперативность смены направления движения.
Технология push-pull известна давно и применялась ещё во времена СССР в Германии, Словакии, Чехословакии и Финляндии. Однако в Советском Союзе такие составы не получили широкого распространения.
Сегодня РЖД активно используют этот принцип на поездах дальнего следования, и в ближайшем будущем новые составы планируют запускать на пригородных маршрутах. Новая технология позволяет повысить эффективность работы железных дорог и сократить время на смену направления движения.